Граф
Дракула - выдумка или реально существующий персонаж?
Наверняка многие игроки и фанаты Castlevania’и не раз (а может и
раз) задавались вопросом – так кто такой граф Дракула? Существовал
ли он на самом деле? Давайте попробуем ответить на этот вопрос…
Слово
"вампир" пришло к нам из венгерского языка, а большинство преданий о
них родилось в Восточной Европе. Ирландец Брэм Стокер, написавший
знаменитого "Дракулу", позаимствовал этот сюжет из легенд о Владе IV
(его родовое звание и имя - граф Дракул) - трансильванском
дворянине, который жил в XV веке и сражался против турецкого ига.
Влад Дракул также был известен своими садистскими наклонностями - он
наслаждался истязаниями пленных узников. Легенда гласит, что граф
любил устраивать пирушки среди огромного количества заостренных
деревянных кольев, на которые были насажены тела турок, плененных в
бою, поэтому он вошел в историю под прозвищем Тепеш (написание слова
может варьироваться: иногда его пишут как Цепеш, иногда как Тепес -
"Сажающий на кол"). Не меньше ужаса навевал
Тепеш и на своих соотечественников. В окрестностях его замка
частенько исчезали люди. За высокими каменными стенами свершались
«ужасные и богомерзкие дела». В одной из историй об этом замке графа
назвали "вампиром". Его пристрастие к крови разделяли и другие
карпатские дворяне. В 1610 г. по указу венгерского короля была
казнена графиня Элизабет Батори. Она, неплохо разбиравшаяся в
оккультизме, узнала, что может продлить молодость и красоту, если
будет купаться в крови молодых девушек (тут, кстати, не грех будет
вспомнить одного из докторов тех времен, который считал, что
продлить жизнь и сохранить молодость можно благодаря употреблению
«молодой» крови). Многие ничего не подозревавшие девушки были
завлечены в ее замок, а затем обескровлены и похоронены там. Но
одной из них удалось бежать, она и поведала эту ужасную историю. В
наказание за совершенные злодеяния "кровавую" графиню заживо
замуровали в ее собственной спальне. Из таких мрачных историй
рождались легенды о вампирах. В 1897 г.
Стокер
в своем романе создал, опираясь на исторические факты и частично
домысливая историю, образ самого графа Дракулы. Вот как описано
первое явление графа Дракулы в романе Брэма Стокера: "Внутри стоял
высокий старик, чисто выбритый, с длинными седыми усами, одетый с
головы до пят во все черное, без единого цветного пятнышка. Он
продвигался вперед рывками. Сжимая мою руку с такой силой, что я
сморщился от боли, несмотря на то, что его собственная рука была
холодна, как лед, и больше подошла бы покойнику, чем живому
человеку... Лицо его было властным - очень энергичным - с тонким
орлиным изогнутым носом и особенно раздувающимися ноздрями, с
величественным высоким лбом. На висках волосы были жидкими, но зато
в остальных местах сильно разросшимися. Густые брови его почти что
срастались на переносице... Рот застыл в зловещей улыбке, открывая
чрезвычайно острые зубы, которые даже выступали за губы, чей
ярко-красный цвет свидетельствовал об изумительном здоровье старика,
несмотря на его возраст. И наконец, бледные уши его по краям были
необычно заострены, а подбородок широк и массивен, щеки же казались
напряженными и тонкими. Первое, что бросалось в глаза, была его
мертвенная бледность...Нельзя было не заметить, что они [его руки]
были довольно крепкими, крупными, с короткими толстыми пальцами.
Самое странное, что на ладонях его росли волосы. Длинные тонкие
ногти на концах были заострены. Когда граф наклонился и прикоснулся
ко мне, я не смог подавить дрожь. Во всех его чертах и в голосе было
спокойствие, но когда я слушал его, то откуда-то издалека, снизу, с
улицы до меня донесся волчий вой. Глаза графа заблестели, и он
произнес: "Слушайте их - детей ночи. Какая чудесная музыка!"
Сложно сказать, насколько точен был описываемый Стокером
образ графа, однако учитывая осведомленность автора в истории того
времени и в различных легендах и преданиях, сбрасывать со счетов
подобный вариант не стоит.
***
Выдержки из книги «Dracula» Дональда Фом. Metuchen, N.J. 1975
*Румынский господарь Влад III, более известный как Дракула
(1431-1476), происходил из рода Басараба Великого, правителя Валахии
(1310-1352), в тяжелой борьбе отстоявшего независимость своего
государства от Венгрии. Дед Дракулы - воевода Мирча Старый
(1386-1418) - благодаря своей государственной мудрости и военным
удачам заслужил славу румынского Шарлеманя, хотя в итоге признал
себя вассалом Османской Турции. Но тут уж у него просто не было
выхода. В XV веке православная Валахия оказалась яблоком раздора для
двух супердержав - Венгрии и Оттоманской Порты. За Венгрией стояло
тогда все католичество, предпринявшее
очередное наступление на православие, Порта же, борясь за лидерство
в исламском мире, претендовала и на лидерство глобальное. Сохранить
независимость, воюя на два фронта, не представлялось возможным,
однако уступка Венгрии повлекла бы католизацию страны, а Порта в
религиозной политике отличалась большей терпимостью. Мирча Старый
выбрал меньшее зло, на его, конечно, взгляд. Борьба двух супердержав
реализовывалась в смене хозяев валашского трона. Как правило, принц
из династии Басараба, претендовавший на трон, уже занятый
ставленником одной из держав, получал поддержку (финансовую, военную
и т.п.) от ее соперницы. После чего претендент, опираясь на группу
недовольных бояр, затевал смуту и, если удача ему сопутствовала,
становился господарем. Отец Влада III - Влад II - захватил престол в
1436 году, свергнув двоюродного брата при поддержке венгерского
короля Сигизмунда Люксембурга. Но позже, уступая турецкому давлению,
Влад II вынужден возобновить вассальные обязательства валашских
господарей и отправить заложниками ко двору султана двух сыновей - -
Влада и Раду. Венгрия, конечно, тоже усилила давление, и Владу II
постоянно приходилось маневрировать, изыскивая компромиссы. Тем не
менее, в 1447 году он был убит по приказу регента венгерского
королевства легендарного Яноша Хуньяди, а валашский престол занял
новый венгерский ставленник. В 1448 году семнадцатилетний Влад
предпринял первую попытку захватить престол. Воспользовавшись тем,
что войска Хуньяди были разгромлены турками, Влад с турецкой помощью
воцарился под именем Влада III. Но - ненадолго: венгерский протеже,
собравшись с силами, вернул престол. Он, однако, проявил излишнюю
самостоятельность, и в 1456 году Влад III - теперь уже при поддержке
Яноша Хуньяди - вновь вступил во владение отцовским наследством. На
этот раз Влад III правил, сохраняя верность роду Хуньяди, и даже
помог утвердиться на венгерском троне сыну Яноша - Матьяшу.
Провенгерская политика пришлась не по нраву Турции, что и обусловило
войну, начавшуюся в 1461 году. Влад III сам вторгся на территорию
противника, и разгневанный султан Мехмед Завоеватель лично повел
войска против взбунтовавшегося вассала. Влад III рассчитывал на
помощь двоюродного брата молдавского господаря Стефана Великого и
короля Матьяша, однако надежды не оправдались. Родственник не только
не пришел на помощь, но еще и попытался захватить валашскую
пограничную крепость Килию, а Матьяш Венгерский не счел нужным
ввязываться в войну, хоть и получил от папы Римского деньги на новый
крестовый поход против турок. Оставшись без союзников, Влад III, тем
не менее, продолжал войну, причем даже турки удивлялись его
храбрости, жестокости и таланту полководца. Но силы были не равны:
валашский господарь потерпел поражение и бежал во владения
венгерского короля, бросив разгромленную армию.
Новым
господарем в 1462 году стал его брат Раду по прозвищу Красивый, а
Влада III Матьяш Хуньяди заточил в темницу, инкриминировав бывшему
союзнику сговор с турками. Историки спорят о том, насколько
обоснованно было обвинение, но, в любом случае, Матьяш сумел
оставить у себя папские деньги, избежав под благовидным предлогом
нежелательной тогда войны с Турцией. В тюрьме Влад III оставался
более десяти лет и получил свободу, лишь перейдя в католичество.
Затем он женился на родственнице короля и, заручившись помощью
Хуньяди, в 1476 году третий раз вторгся в Валахию. Владу III удалось
захватить столицу, но вскоре он погиб в бою, причем обстоятельства
его смерти до сих пор толком не выяснены. "Мировую известность" Влад
III обрел еще при жизни. Главным образом - благодаря неистовой
отваге и столь же неистовой кровожадности, которая даже в мрачную
эпоху Позднего Ренессанса казалась паталогической. Он был немыслимо
жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил им головы,
сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству, варил заживо, вспарывал
животы, сажал на кол и т.д. и т.п. В сажании на кол Дракула особенно
преуспел. Однажды безо всяких причин он напал на свой же ни в чем не
повинный город и умертвил под пытками 10 тысяч подданных. Многие из
них были посажены на кол - так он заработал еще одно прозвище -
"тепес", или "колосажатель". Во время самого
дикого из устроенных им побоищ в 1460 году в день Святого Варфоломея
в одном из городов Трансильвании было посажено на кол 30 тысяч
человек. Дракула был не просто садистом. Его жестокие кары имели
некий политический смысл. К примеру, когда посланники турецкого
двора осмелились не снять головные уборы в его присутствии, он
приказал гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было,
несомненно, вызывающе смелой демонстрацией независимости. В
зависимости от социального статуса приговоренных колы различались по
длине, диаметру, цвету, из них составлялись прихотливые
геометрические фигуры - нечто вроде "сада пыток", где Влад III любил
пировать на досуге, причем трупный смрад и стоны агонизирующих
отнюдь не портили его аппетит. Вот почему в историю Румынии Влад III
вошел под прозвищем "Цепеш" (букв. "Насаживатель-на-кол"). Даже в
венгерской тюрьме Влад III, оставался верен своим пристрастиям:
ловил или покупал мышей и птиц, которых пытал, сажал на кол и
обезглавливал. Неистовость Влада III (в немецких источниках его
называют "wutrich" - "неистовый", "изверг", "лютый"), похоже,
изрядно надоела не только врагам, но и подданным и в 1974 году они
убили Цепеша в возрасте 45 лет. 45 лет.
Его
отрубленную голову законсервировали в меду и доставили в качестве
трофея султану. Согласно версии XV века, Влада III в бою приняли за
турк а и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма
сожалели. Но если все так и было, то почему же Влад III, успев
зарубить пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он -
их воевода? И зачем "скорбящие" соотечественники, о трубив голову
мертвому господарю, послали ее султану? Кровожадную изощренность
валашского воеводы европейцы обычно воспринимали в качестве некоей
восточной экзотики, абсолютно неуместной в "цивилизованной" державе.
Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись
об эффективных "дракулических" методах во время дипломатической
службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских
мятежников в 1470 году, его самого казнили за поступки - как гласил
приговор - "противные законам данной страны". Историки различным
образом оценивали роль Влада III. Одни видели в нем национального
героя Румынии, защитника от мусульманской экспансии, борца с
боярскими злоупотреблениями (К.Джуреску), другие считали Влада III
беспринципным тираном, ничем не отличающимся от других
государей-"макиавеллистов" Позднего Ренессанса, называли его
правителем- "террористом", предтечей Сталина
и Гитлера (Р.Макнелли и Р.Флореску). Однако, по общему мнению,
репутацию вампира- чернокнижника Дракула приобрел лишь в конце XIX
века - благодаря воображению и таланту Брема Стокера (1847-1912),
автора знаменитого романа "Дракула"(1897). Действительно, в
письменных источниках нет упоминания о чернокнижничестве и
вампиризме валашского господаря. Но если принять во внимание
специфику этих источников, то выясняется, что фантазии английского
романиста были отнюдь не беспочвенными.
В XV
веке, как, впрочем, и ранее, в Валахии не велись хроники - ни
официальные (княжеские), ни монастырские. Сохранились лишь десятки
писем самого Дракулы (на латыни и церковнославянском языке), да
поздние записи фольклорных преданий о жестоком , ироничном,
коварном, но мудром и отважном Цепеше. Что касается иностранных
источников, то здесь наиболее значительны немецкие, венгерские,
поздневизантийские и русские. Среди немецких следует выделить
десятки печатных памфлетов XV века, повествующих о "садистических"
деяниях господаря-изверга, а также аналогичной тематики стихи
венского миннезингера М.Бехайма. Точка зрения венгров представлена
итальянским гуманистом А.Бонфинио, автором латинской хроники,
подвизавшимся при дворе Матьяша Хуньяди. Она мало чем отличалась от
немецких текстов - о православном государе, сжигавшем католические
монастыри, писали католики. С большей симпатией относятся к Дракуле
византийские историки XV века Дука, Критовул, Халкондил, но и они,
главным образом, пересказывают истории о свирепых шутках Цепеша. На
Руси же было популярно , где основным преступлением Влада III
объявлялась измена православию. Все истории о Дракуле напоминают
анекдоты. Вот Дракула, встретив крестьянина в ветхой рубахе и узнав,
что жена у него ленива, приказывает отрубить ей руки и посадить на
кол: лентяйке руки не нужны - она и так безрукая, а потому и жить ей
незачем. Или, например, Влад, взойдя на престол, спросил у бояр,
сколько господарей знал каждый из них, и даже самый молодой боярин
перечислил семерых; тогда Дракула сказал, что век
господарский короток из-за постыдных боярских интриг, а коль так, то
и бояре не должны жить дольше, чем их повелители - справедливость
господарь восстановил на свой лад, повелев казнить собравшихся.
"Анекдотичность" сближает письменные источники с народными
преданиями о Цепеше, что неудивительно. Нерумынские авторы, как
правило, тоже основывались на рассказах очевидцев (или выдававших
себя за таковых), т.е. на сюжетах, имевших фольклорное бытование,
ведь тогда повести о "чужой земле" и воспринимались как легенды.
Следовательно, весь корпус "дракулических" текстов - по сути
фольклорен, а у фольклора свои законы. Авторитетный исследователь
С.Н.Азбелев в связи с этим указывал, что фольклор "очень редко
сохраняет точность фактических деталей, но у него есть другое
преимущество: эпос может хранить веками без радикальных изменений ту
обобщенную оценку сущности события, какая отложилась в сознании
широкой общественной среды". Потому сведения о Дракуле надлежит
интерпретировать не только в историко-прагматическом аспекте, но - и
прежде всего - в мифологическом. Это касается самого имени, точнее
прозвища Влада III Дракула.
Федор
Курицын, характеризуя Влада III, прямо говорит, что "именем Дракула
влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудръ, яко же по имени
его, тако и житие его". Тут русский книжник XV века допускает
ошибку, хотя и не принципиальную. По-румынски "дьявол" - это
"дракул", а "Дракула" - "сын дьявола". Прозвище "Дракул" получил
отец Влада III, однако историки традиционно объясняют, что связь с
нечистой силой тут ни при чем. Отец Дракулы, еще не заняв престол,
вступил при дворе Сигизмунда Люксембурга в элитарный Орден Дракона,
основанный венгерским королем ("по совместительству" - главой
Священной Римской исмперии) для борьбы с неверными, главным образом
- турками. Орден этот, его элитарный характер и герб описаны
Э.Виндеке, современником и биографом Сигизмунда Люксембурга. Став
господарем, Влад II по-прежнему относился к рыцарским обязанностям
настолько серьезно, что повелел изобразить дракона - элемент
орденской символики - даже на монетах, хотя изображение на монетах
считалось сакральным, почему, кстати, фальшивомонетчиков и карали
так жестоко. Соответственно, неуемный рыцарь и заработал мрачноватое
прозвище: "Дракул" означает по-румынски не только "дьявол", но и
"дракон". И все-таки, излагая "эмблематическую" версию, даже её
сторонники Р.Флореску и Р.Макнелли оговариваются: возможно,
современники понимали прозвище господарей буквально. Смысл орденской
символики государь не разъяснял всем и каждому, зато изображение
дракона вызывало у многих вполне определенные ассоциации. Опять же,
Орден Дракона в качестве орудия борьбы с неверными выглядит довольно
странно, а если учесть, что создавался он в эпоху небывалого
распространения всякого рода ересей и чернокнижничества, то
возникает закономерный вопрос: не поклонялись ли рыцари
дракону-дьяволу? Прямых свидетельств
того, что Влад II считался колдуном, нет, однако, если прозвище
"Дьявол", немыслимое для христианского государя, все же закрепилось
(вне зависимости от причин его появления), значит, в народном
сознании сложилось соответствующее представление. То же самое можно
сказать и о Владе III. Чем бы ни было обусловлено прозвище
господаря, оно сохранилось в фольклоре, т.е. информация, в нем
заложенная, оставалась актуальной. Имя "Дракула" можно понимать и
как "сын человека по прозвищу Дьявол" (Халкокондил именует
"Дракулой" и Цепеша, и Раду Красивого - другого сына Влада II), и
как "приверженец Дьявола, следующий путями тьмы". Такого рода
указания вовсе не обязательно относятся к области морали, чаще всего
имеется в виду связь с не чистой силой. Не случайно замок Дракулы
местные крестьяне, о романе Стокера не слыхавшие, даже в ХХ веке
считали местом нечистым. Примечательно и то, что многие
"дракулические" предания повествуют о кладах, спрятанных валашским
господарем, который непременно убивал ни в чем не повинных
свидетелей, а подобные эпизоды характерны для легенд о колдунах и
разбойниках. Клад не эквивалент банка, а ценность золотых монет и
украшений опредляется не только их реальной стоимостью. Это, как
указывает В.Я.Пропп, "утратившие свою магическую функцию предметы из
потустороннего мира, дающие долголетие и бессмертие". В русском все
прямо названо своими именами: жестокий властитель приказал мастерам
изготовить специальные бочки, сложить туда золото и опустить на дно
реки, после чего Дракула "мастеровъ тех посеща повеле, да никто ж
увесть съделанного имъ окаанства, токмо тезоимениты ему диаволъ".
Автор как бы расшифровывает миф, подчеркивая, что валашский
господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по
определению с дьяволом связанный. В контексте "колдовства" Дракулы
стоит вспомнить об уже упоминавшемся нападении молдавского господаря
Стефана Великого на крепость своего кузена Влада III. При осаде
Стефан был ранен стрелой, тяжело заболел и отступил.*
***Подводя итог, надо сказать, что теорию
того доктора, который считал возможным продление
жизни благодаря употреблению молодой крови, не сбрасывают со счетов
и современные доктора. Правда принцип ее употребления другой – его
заменило переливание крови.
Назад в раздел |